ortivika: (Default)
[personal profile] ortivika


Я не рав и не рабанит, чтобы учить хоть кого-то правильным вещам. Детей своих - и то не очень учу, а стараюсь с ними разговаривать, не скрывая при этом, что моё мнение об окружающем мире скудно и субъективно. Но совершенно чётко знаю - человек истинно и искренне соблюдающий  семь заповедей Ноя - уже хороший и состоявшийся человек. О большем и говорить-то лишне, про еврейские примочки я просто промолчу сейчас, "как закалялась сталь" - это про нас. Так к чему это я? Да к тому, что основное понятие тут "истинно и искренне". Угу, не на публику, а на себя - не воровать, не убивать, не прелюбодействовать... При этом, "воровать-убивать" можно и окольными путями, про один из которых я и напишу сейчас.
Присказка же заключается в том, что вчера  [livejournal.com profile] hanazelda закрыла журнал.

Вчера же в наших палестинах произошли два страшных события. Были убиты две женщины. Убиты мужьями, на которых были выписанны полицейские "указы о неприближении" к жёнам.  
и я, слушая подробности трагедий, вспомнила (более чем ясно) те слова, которые были вылиты на Хану в тот момент, что она посмела (!) защитить себя. Люди судили-рядили, обкатывали-перекатывали, смаковали-пестовали историю, в которой нужно было только одно участие человеков со стороны - УЧАСТИЕ, а не осуждение. Участие в судьбе их обоих, каждый был в праве выбрать к кому бежать и помогать, кого поддержать, можно было, кстати говоря, поддержать обоих - и для этого есть немалый набор инструментов в иудаизме (да и в психологии). Ан нет, лились потоки грязи. При этом - лицемерно обличённые в пакетик с надписью "поддержка".
Знаете, есть одна банальная истина - кричащий о своих действиях (даже самых верных) нивелирует их результат. А уж в тот момент, что происходит "убийство репутации" человека - то есть в тот момент, что о человеке публично, прилюдно, при свидетелях говорятся мерзости... то это что у нас?  Правильно, все мы алеф-бет знаем, все мы учили прописную истину, да не все выучили - это приравнивается к убийству.

Но я не рав, не рабанит, да и не собираюсь учить жизни от первого лица, когда есть Первый, давший нам Тору, в которой всё и вся. 
Но процитирую источник, известный многим, но - видимо - не всеми понятый:
Хофец Хаим, книга "Орхот цадиким" ("Достоинства праведных")

Человек должен весьма остерегаться, чтобы никого не осрамить, ибо сказали мудрецы: "Кто стыдит другого на людях так, что он бледнеет, лишится доли в будущем мире" (Бава Мециа 59а). Заставить человека побледнеть - похоже на убийство, потому что отливает кровь от лица и появляется бледность. И это похоже на убийство (там же 58б), и кроме того, страдание от этого - горше смерти. Поэтому сказали, что лучше человеку броситься в горящую печь, но не осрамить другого на людях (там же 59а). Это вывели из случая с Тамар: ее повели на сожжение, но она не захотела осрамить Иеуду. И даже, если следует укорить, говорит Тора: "Укори ближнего своего, но не понеси из-за него греха" (Ваикра 19; 17). Но как же следует укорять? Сначала тайно и тихо. А если сразу станешь укорять его на людях и осрамишь его, то ты понесешь грех из-за него. А уж тем более грешен тот, кто срамит другого без повода, без надобности в укоре, ибо из-за стыда Бар-Камцы разрушен был Иерусалим.


Из-за стыда Бар-Камцы разрушен был Иерусалим...

Date: 2011-02-28 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] tkatz.livejournal.com
Спасибо за мудрый пост. Люди проецируют свои проблемы на других. Надеюсь, что с закрытием журнала для Ханы закончится ещё и тяжкий период жизни после гибели мужа -начнётся светлая, радостная полоса жизни.

Date: 2011-02-28 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Спасибо.
Да, дай-то Б-г, всё закончится и начнётся хорошая полоса. Амен.

Date: 2011-02-28 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Что тебе сказать... такая наша виртуальная реальность.

Date: 2011-02-28 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] manzhelka-lika.livejournal.com
Суть поста я поняла и согласна с ним, за исключением одного момента. Я не очень то понимаю как можно поддержать-помогать-утешить насильника.
А как закрытие ЖЖешки к этому относится?

Date: 2011-02-28 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Там долгая история, она тут прошумела - многие в курсе. Дело в том, что я и бывшего мужа-то не хочу препарировать, дело не в нём, а дело в том, что неэтично вмешиваться в такие вот дела тем, кто знаком с виртуальными персонажами и не знаком лично со всеми деталями. А это произошло ровно так, при этом тонны грязи были вылиты публично. тяжко такие вещи терпеть и читать то тут, то сям грязь о себе, лучше просто отвернуться и уйти. Хотя бы на время.

Date: 2011-02-28 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] veoral.livejournal.com
Если это в мой адрес, то я прочла.
Считаю все сделанное верным, и если жж окончательно закрыла, а не покрасоваться и пожалеть себя, несчастную - тем лучше. Меньше вреда и боли будет нести окружающим, для которых она не имеет ни малейшей ценности, чтобы ее еще и терпеть.

Date: 2011-02-28 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Это не только в твой адрес. Точнее - в адрес очень многих, кому я бы лично просто пожелала понимать и думать, прежде чем... Ты не читала Хофец Хаима? Так вот - остальные читали, более или менее религиозные люди не могли не читать. Моё дело - привести этот отрывок, а не тыкать пальчиком конкретно в кого бы то ни было. Хане сорок плюс, это тот опыт жизни, который не поддаётся изменению публичной поркой, поэтому даже и не думай, что твой пост принёс что-то, кроме вреда, к великому моему сожалению. И вред - не только Хане, просто почитай отрывочек и попробуй не отторгать текст, а абстрагироваться от себя, от эго, от "я". Он писал для всех и это мудрый человек.
Вер, есть один закон - не нужно препарировать чужие души, не нужно. Своя душа - очень мощный объект для понимания и исследования, в ней всё то, что можно (и нужно) любить в себя, ненавидеть и исправлять в себе, развивать в себе. А других судить - пустяшное и зряшное дело. На это есть право только у очень опытных и зрелых судей, я уж не говорю о Судье.
Но я рада, что ты поняла причину, из-за которой я не смогла не обговорить это.

Date: 2011-02-28 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] veoral.livejournal.com
Ты прекрасно поняла следствия, но почему-то старательно не говоришь о причине. В Торе уже ничего про "око за око" не сказано? О том, как побледнела я, говорить не буду. Ты слышала. Плюс я очень точно описала.
Вполне себе религиозные люди слушали ее "уроки". Как такое можно пускать в "иудаизм" - неизвестно. А также мне странно, что не один и не пара человек - судя по тому, что пишут в жж, религиозных человек - писали, что больше с Ханой не общаются, потому что она больна, несет ересь и не ведает, что творит.
От таких нужно ограждать. И уж тем более не выставлять невинными агнцами. Я так считаю, опять же. И это исключительно мое мнение.

Почему не принесло добра? Мне - принесло. А после удаления ее жж некоторым другим тоже. Если я - последняя капля, после которой она удалила свой журнал, то я очень рада. Даже если после этого я страшная грешница, убийца и гореть мне.

Date: 2011-02-28 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Вер, я писала о том, что вижу и понимаю я. Я - свидетель тому, что вижу и понимаю я. И это - только моё мнение. Я не видела ещё ни одного человека, "достойного" публичного линча, вот и всё.
При чём тут невинные агнцы? Да мы все - смесь добра изла, а уж нетерпимость других имеет свойство увеличивать долю зла в этом мире, хотя "благие намеренья" налицо. Я абсолютно не хочу устраивать тут препарацию Ханы или тебя, поверь, поэтому и пост был написан общими словами. Зачем же сейчас множить то, что нужно уменьшить?
Насчёт "грешица и гореть мне в аду" - оставь это инквизиции, это не в моей системе координат:)))))))

Date: 2011-02-28 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] veoral.livejournal.com
Человек, не удосужившийся даже извиниться за то, что написал, не заслуживает никакого снисхождения. Это моя система координат. )))
Тему, я так понимаю, закрыли. У каждой своя правда. :)

Date: 2011-02-28 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Закрыли, хорошо, что погутарили:))

Date: 2011-02-28 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Да, вот - это важно! О том, как побледнела ты я поняла и конкретно об этом написала конкретно у тебя и Хане сказала всё, что думаю конкретно на эту тему. Для меня одно факт - я была свидетелем того, что она искренне переживала и пыталась помочь. И тем ужаснее произошедшее.
Но ты пойми другое - мой пост вовсе не реакция на твой пост, это про цепь совершенно чудовищных событий в ЖЖ, которые - с моей точки зрения - недопустимы в среде евреев. Последние дни стали контрапунктой, вот и всё. А писать список "за и против", кто и что сделал Хане и что и кому она сделала... уж уволь, я говорю об явлении, а не о людях.

Date: 2011-02-28 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] manzhelka-lika.livejournal.com
А если человек оказывается в положении "посрамленного", то что делать? Промолчать? Не реагировать? То есть принцип самозащиты здесь не работает? А если это касается твоего ребенка, который априори не в состоянии защититься?
Блин, 5 вопросов в одном посте накатала))))

Date: 2011-02-28 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
На мой вкус - не промолчать и реагировать. Только нужно это делать максимально достойно, лучше - советуясь с кем-нибудь. Есть масса инструментов, вплоть до аппеляции в суд. Но каждый случай - отдельно. Если обижен-унижен ребёнок, который не может самостоятельно защитить себя, то обязанность родителя показать, что он всецело поддержет о огородит от нападок. Но защита и нападение - две разные материи и у каждой разные правила, на мой вкус - нападать можно в том случае, когда существует угроза жизни, имуществу, достоинству других, но делать это можно миллионом способов, включая и косвенные. Вся Тора построена на простейшем правиле: пример иносказательный, пример "из жизни" - показаны результаты греха или достойного поступка. И притчи именно поэтому так популярны в среде иудеев - ненавязчиво и неукоснительно идёт выправление человека.
Я знаю точно - невозможно осудить кого бы то ни было, не подняв дела этого человека, всю историю - от детства до совершения проступка, всё должно взвешиваться-пониматься, где-то ужесточать наказание, а где-то уменьшать его меру. Слоооожные материи:))), поэтому и голову особо ломать не надо, а просто
"Не сделай другому того, что не желаешь себе" и "Возлюби ближнего как самого себя". И точка. Рай!:))

Date: 2011-02-28 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Торопилась, простите за очепятки, убегаю:))), писала наспех.

Date: 2011-02-28 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] elijah-prophet.livejournal.com
"Человек должен весьма остерегаться, чтобы никого не осрамить"

Тяжелая это работа.

Date: 2011-02-28 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Это невыносимо тяжко и мало когда реально получается. Я сама пару раз в ЖЖ не выдерживала и писала глупости, поэтому - в первую очередь - пишу напоминалку и для себя.

Date: 2011-02-28 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Жаль, это хоть какая-то отдушина для нее была. В суть этой истории вникнуть невозможно, но результат печален.

Date: 2011-02-28 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
+100
В суть могли вникнуть эти двое да Вс-вышний, Который их свёл с какой-то целью.

Date: 2011-02-28 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] aviva-shi.livejournal.com
Тем, кто это делали все равно. Им Вс-й не указ.

Date: 2011-02-28 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Не знаю, не знаю, кто-то просто недопонимает что да как.

Date: 2011-02-28 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aviva-shi.livejournal.com
Нет, ну смотри, никто никогда не знает, что действительно происходит между мужем и женой за закрытой дверью. Это уже достаточно для того, что бы не судить ту сторону, которую ты не поддерживаешь. Кроме того, слово сказанное коренным образом отличается от слова записанного. Слово сказанное, записывается наверху и потом предъяляется. Но слово, записанное в Инете живет на серверах навечно. И даже если, по прошествии нескольких лет, ты узнаешь что-то, что меняет твое мнение, записанное слово ты изменить уже не можешь.
А уж, как ты судишь других людей, так будут судить тебя - тоже никто не отменял.

Этот пост не столько тем людям, которые обвиняли и обвиняют,таких в моей ленте нет и я не знаю, кто это был. Это для меня лично, потому что я весь последний год подвергаюсь подобным тестам и мне очень трудно не осуждать людей публично и в душе.

Date: 2011-02-28 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Ты всё очень точно сформулировала.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2011-02-28 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] yaeliosya.livejournal.com
так я и не спорю. по сути все правильно...просто в каждой конкретной ситуации все не так просто. но это не важно. истина-то от этого не меняется.

Date: 2011-03-01 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] ortivika.livejournal.com
Да конечно же, суть-то для всех одна, а все разные:)), поэтому суть гибкая, но одна. Одна, но гибкая:))))))))

Profile

ortivika: (Default)
ortivika

May 2017

S M T W T F S
 12 3456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 30th, 2025 06:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios